На прошедшей неделе мне выпало провести аж четыре занятия. Одно аналогичное уже прошедшему — а когда известно — легче, всё-таки. Ещё два занятия обещали иметь ту же форму, поэтому я их тоже особенно не боялся. Единственное — тему (один из теоретических разделов баз данных) я совсем не знал. Пришлось изучать за считанные часы. Ну а четвёртое занятие оставалось для меня загадкой до последнего.
Дело в том, что лектор, которому я был поручен, оказался очень занят в те дни. На вопросы отвечал неохотно и коротко. Объяснил лишь, что беспокоиться мне не о чем, приносить ничего на занятие не нужно, подготовка тоже не требуется. Поскольку здесь ни одно занятие не обходится без раздачи каких-либо материалов, я логично предположил, что эти материалы принесёт кто-то другой и, таким образом, я буду не один. Ну и нечего, значит, переживать! Но на практике всё оказалось несколько иначе...
Я пришёл в лабораторию. Большую такую лабораторию. Народу много. И ничего не понятно: зачем они здесь, что должно происходить. Впрочем, до занятия несколько минут — я жду. Однако время идёт, и ничего не меняется. Начинаю спрашивать каждого: не на моё ли он занятие пришёл? В ответ лишь удивление. Что делать? Побежал к тому преподавателю: дескать, что происходит-то? И вот тут, наконец, он мне всё объяснил. Оказывается, студенты факультета могут по желанию прийти в отведённый час в лабораторию и рассчитывать там на поддержку преподавателя (то есть, в данном случае, меня). Мне же нужно лишь обозначить себя и сидеть, ждать вопросов. Но легко сказать — обозначить. Я не нашёл ни одного фломастера, чтобы написать что-нибудь на доске. И это один из самых богатых факультетов университета!
В итоге, путём нескольких обходов всех сидящих, я убедился, что в тот день на моё занятие не пришёл ни один человек. Обидно! На этой неделе ситуация резко улучшилась: с опозданием в двадцать минут пришёл-таки один студент, с которым я и прозанимался всё оставшееся время.
Более продуктивными оказались занятия по базам данных. Лектор заранее и очень подробно рассказал мне всё и даже пообещал присутствовать в первый раз. Единственное, что несколько сбивало с толку, это число студентов: предполагается, что я один должен справиться с тридцатью пятью людьми! Для справки: программирование преподаётся из расчёта два преподавателя на восемь студентов. Странная пропорция! Ещё больше я удивился этой пропорции на самом занятии. Дело в том, что студенты ровно ничего из лекций не поняли. На моём занятии им предстояло переварить весь начитанный им за три недели теоретический материал. Поэтому естественно, что ровно через пять минут после получения задания вопросы появились у всех. Впрочем, лектор справлялся с ними достаточно быстро. Я, как ни странно, тоже довольно плодотворно участвовал в процессе. Поначалу только смущало, что я свои несовершенные знания вкладываю в невинные детские души: вдруг я сам неправильно понимаю? Но, видимо, это тот случай, когда надо не бояться, а делать.
Назавтра повторилось ровно то же занятие, только с другой половиной группы. Ещё тридцать человек. Но на этот раз лектор лишь начал занятие: убедился, что всё пошло нормально, и ушёл. Поначалу этот факт лишь обрадовал меня: интереснее, всё-таки, одному! Но оказалось, что справиться с этими студентами в одиночку просто невозможно! Они все привыкли к индивидуальному подходу: если уж начинают спрашивать, то не спеша и обстоятельно. А я себя на этом празднике жизни хозяином отнюдь не чувствую: потому что, элементарно, не знаю, что в Англии принято, а что — нет. Вопросов всё больше, меня всё настойчивее зовут... Не справляюсь!
И опять пришлось применять всё тот же принцип: что есть, то есть. Кому-то помог — и отлично.
А сегодня получилось вообще замечательно: я неправильно понял задание, потому что увидел его лишь перед занятием и не имел времени разобраться. Так и не прочтя его внимательно, я старательно (и успешно) стал убеждать всех, что они должны делать не совсем то, что сказано. У меня же были готовые решения, и я стремился всех приблизить к ним! Впрочем, лектор, когда я ему поведал эту печальную историю, на меня не обиделся — признал, что сам же всё и запутал.
В общем, хотя ни одно занятие ещё не прошло для меня совершенно спокойно, приключения, всё же, теряют свой блеск, и обучение становится рутиной. Хорошо бы только, чтобы эта рутина требовала поменьше приготовлений: мне ведь за них не платят!
Молодец, Даниил! Обязательно продолжай писать. Очень интересно читать твои заметки!
ОтветитьУдалитьОчень интересно тебя читать, продолджай писать обязательно.
ОтветитьУдалитьСпасибо, только писать уже и не о чем почти. Интересное заканчивается, начинаются будни.
ОтветитьУдалитьТы даже в буднях можешь найти что-то интересное. Надеюсь, ты так и будешь радовать всех своими замечательными заметками. У тебя хорошо получается. Молодец! :)
ОтветитьУдалить